Россияне оплачивают 22% покупок с помощью отечественных платежных сервисов, пришедших на смену иностранным, говорится в исследовании сервиса приема онлайн-платежей и переводов Т-Касса.

При этом в качестве альтернативы банковским картам пользователи предпочитают оплачивать покупки по QR-коду (59%), бесконтактно со смартфона (43%) и с помощью сервисов электронных платежей (38%), следует из данных проведенного Т-Кассой опроса.
Как отмечают исследователи, в январе 2022 года 77% покупок россияне совершали в офлайне, 23% ― в онлайне. Самыми популярными способами оплаты в офлайне были Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay, на втором месте ― банковская карта. В онлайне ситуация была обратная: на первом месте ― банковские карты, на втором ― иностранные сервисы.
Уход иностранных платежных сервисов вынудил россиян вернуться к банковским картам, и в апреле 2022 года доля оплат банковскими картами в офлайне составляла 76% от общего числа безналичных платежей, в онлайне ― 18%. Однако на замену ушедшим платежным сервисам быстро появились отечественные аналоги — платежные стикеры и pay-сервисы от российских банков. Они позволили россиянам вернуться к уже привычным способам оплаты без использования банковских карт. Доля оплат с помощью «пластика» начала снижаться. К июню 2024 года в офлайне доля оплат по картам снизилась до 63%, в онлайне ― до 15%, отмечают в Т-Кассе.
Заметно выросла доля оплат по QR-коду — с 0,2% в январе 2022 до 9% в июне 2024 года. На Mir Pay в июне 2024 года приходилось 5% от всех покупок в офлайне и онлайне, а платежный сервис от Т-Банка совокупно занял более 8% по числу покупок от всех способов оплаты: T-Pay на Android (4,4%), стикеры T-Pay (2,7%), кнопка T-Pay для покупок в интернете (1%).
Как отмечают исследователи, благодаря российским платежным сервисам, которые заменили ушедшие из России иностранные Apple Pay и Google Pay, россияне смогли вернуться к привычке платить телефоном в офлайне. Так, пользователи T-Pay на Android оплачивают с помощью этого сервиса 67% всех своих покупок в офлайне, а владельцы стикеров T-Pay — 70%. Ранее с помощью Apple Pay пользователи оплачивали 87% своих покупок в офлайне, с помощью Google Pay ― 78% покупок в офлайне, а с помощью Samsung Pay ― 75% покупок в офлайне. Таким образом, российские pay-сервисы почти полностью заменили ушедшие иностранные платежные сервисы.
При этом руководитель Т-Кассы Вячеслав Рябцев прогнозирует, что российские альтернативные платежные сервисы в ближайшие годы способны полностью заменить зарубежные аналоги.
«К 2030 году на рынке будет зеркальное отражение текущей ситуации: на банковские карты будет приходиться только около 20% оплат, а остальные 80% займут альтернативные способы оплаты, в том числе pay-сервисы. В будущем на замену существующим платежным технологиям и сценариям придут новые способы оплаты, например без касаний (no touch) — оплата по биометрии», ― заявил он.

Комментарии
Неужели господин Рябцев всерьез полагает, что российские платежные сервисы смогут в кратчайшие сроки не только сравниться, но и полностью заменить зарубежные гиганты рынка? Ведь для такого радикального перелома необходимы не только громкие заявления, но и существенные инновации, конкурентоспособность на международном уровне, а также безусловное доверие пользователей — качеств, которыми российские альтернативы пока могут похвастаться лишь частично.
Кроме того, исторический опыт подсказывает, что быстрый переход потребителей от привычных глобальных платформ к новым игрокам на рынке крайне маловероятен без значительных стимулов со стороны государства или кардинальных провалов конкурентов, чего, на текущий момент, мы не наблюдаем. Так что заявленные прогнозы скорее напоминают оптимистическую утопию, чем реалистичный план развития рынка.
Рейтинг: 5 (4 голосов)
Дата: 14.09.2024 22:19